Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 57 г. Гомеля
г. Гомель, ул. Осипова, 6
Приёмная тел.: 32-00-19
Бассейн тел.: 32-00-25
e-mail: school57@jdroo.by
Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Год малой родины



     Гомельское лето - 2019








          




Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись виртуальной приёмной.

В помощь учителю
Информация
В помощь учителю(скачать)

Современный урок

Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков.  Все самое важное для ученика совершается на уроке.

Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

Как подготовить современный урок?

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: изучить образовательную среду, в которой будет проводиться урок:

а) характеристика класса, + распечатка «особенности детей»

б) место урока в учебной программе,

в)  возможности предметного кабинета, в котором будет проводиться урок.

2. Примите решение, в какой форме вы опишете предстоящий урок (его проект). Выбор варианта в первую очередь зависит от того, что учителем рассматривается в качестве основного условия эффективности урока. Если у педагога доминанта — собственная деятельность, то возможно подготовить план или план-конспект урока, в которых традиционно учитель описывает собственную деятельность. В сценарии описываются диалоги учителя с классом: что говорит или спрашивает учитель и говорят ученики (как правило наиболее успешные). Сценарий часто не предусматривает включение в работу всех учеников класса. Трудно не согласиться с тезисом: «Главное в эффективном уроке — работа самих учащихся». Именно в технологической карте прописывается для каждого этапа урока характер деятельности учеников. Технологическая карта может быть представлена в различных формах: обычного текста, таблицы или сочетать обычный и табличный тексты.

На случай непредвиденных обстоятельств рекомендуется планировать деятельность учащихся и готовить учебные материалы для запасных вариантов развития событий на уроке.

Каким быть уроку — определяет сам учитель. Это решение находится не вне его, а внутри, поскольку учитель сам лучше знает свои возможности, лучше советчиков понимает, как адаптировать свой опыт, способности к новой ситуации.

3.        Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку. При планировании и организации образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами: требованиями учебной программы, требованиями к санитарно-гигиеническому режиму, Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении Республики Беларусь, нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам. В методических рекомендациях представлены результаты исследований методистов и опыта успешного преподавания данной темы, что может быть полезно при выборе стратегии и при разработке отдельных аспектов в организации урока.

5.        Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков. (Это возможно сделать после консультации с учителем). Данная рекомендация, пожалуй, не вызовет интереса у учителя, который использует, в основном, комбинированные уроки. Однако многие педагоги строят образовательный процесс на основе идеи укрупнения дидактических единиц. Каждый урок в блоке имеет свой приоритет: изучение нового материала, закрепление и углубление знаний, отработка практических умений, решение творческих задач, контроль знаний. Проект урока зависит от его типа, поскольку каждый из уроков блока имеет свои специфические дидактическую цель, задачи воспитания и развития учащихся, а значит — особенности в содержании, формах, методах, средствах обучения и контроля, в деятельности учителя и учащихся.

6. Определите цель(и) урока и отберите учебное содержание. При проектировании урока первостепенное значение имеет грамотная постановка цели урока. Чаще всего педагоги ставят на один урок слишком много целей, достижение которых потребует нескольких уроков, или формулируют на один урок слишком обширные цели, которые также не могут быть достигнуты в отведенное время. Не меньшую трудность вызывает необходимость сформулировать цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока. Записать цель через свою деятельность очень просто: дать понятие чего-либо…; сформировать знания о … ; повторить … и т. п. Так писать легко, но бесполезно. Тем более, что такая формулировка целей не соответствует самой сути этого понятия: ведь цель — это планируемый результат деятельности. Планируемый результат деятельности учителя на уроке — это владение учащимися соответствующими знаниями и умениями, формировать, обобщать, повторять которые — задачи педагога. (По определению, задачи — это то, что нужно делать, чтобы достичь цели.) Исходя из этих соображений, рекомендаций ученых и опыта успешных учителей, возможны, в частности, следующие способы постановки целей:

•          Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями... (умения перечисляются).

•          Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут знать... и уметь... (далее перечисляются соответствующие знания: правичо, формула и т. п. — и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между... и т. п.).

•          Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение. При этом тест — это не только закрытые, но и открытые задания, например, на завершение фразы, установление зависимостей и т. п.).

Сформулированная такими способами обучающая цель делает работу на уроке целесообразной, организуется овладение учениками способами деятельности. Диагностично поставленная цель позволяет рационально составить задания выходного контроля, продумать контрольно-оценочный этап урока. Главным становится не «давание» учителем учебного материала, а учение, что обеспечивает повышение результативности образовательного процесса.

Обучающие цели определяются на основе раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать..., учащиеся должны уметь...», с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний, в «зоне ближайшего развития» учащихся класса.

Важно переформулировать цель таким образом, чтобы она была понятной учащимся, чтобы они знали, каким может быть результат их деятельности на уроке. Возможно планирование в начале урока ситуации самоопределения учащихся на личный результат, то есть постановки ими собственных целей. Успех урока будет более вероятным, если цель учителя становится стремлением учеников.

Если вы все же сформулировали цель через свою деятельность (дать понятие, научить, познакомить...; по большому счету — это не цель, а декларация о намерениях учителя, указание на то, что он сам будет делать на уроке: давать, учить, знакомить), то определите критерии для оценки результативности урока.

Учебное содержание задается учебной программой. Оно должно соответствовать обучающей цели и познавательным возможностям учащихся. Должны усваиваться те теоретические знания и формироваться те умения учащихся, усвоение которых задается обучающей целью.

7. Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа. Что касается воспитательного и развивающего аспектов урока, то соответствующие цели в полной мере, как верно полагают многие педагоги, сформулировать невозможно. Действительно, цель — это планируемый результат. Как можно спрогнозировать конкретный результат на 45 минут урока в части воспитания или развития учащихся?! Как можно оценить, в отличие от обучающих целей, на сколько за урок ученики стали более воспитанными или интеллектуально, эмоционально развитыми?! Присвоение учащимися той или иной ценности, овладение интеллектуальной способностью носит вероятностный характер (в отличие от цели обучающей, когда можно практически гарантировать усвоение, например, определения понятия «электрический ток»).

Воспитательные и развивающие цели определяются посредством идеального представления о выпускнике школы, которое фиксируется в модели выпускника или миссии образовательного учреждения. В этих локальных школьных нормативных документах определяется перечень нравственных, гражданских качеств выпускников, их интеллектуальных способностей и ключевых компетенций

Учитель для урока определяет задачи воспитания и развития, которые ориентированы на это идеальное представление, конкретизированное в перечнях качеств и способностей выпускника. Задачи удобно формулировать на основе следующих клише:

  • Содействовать....
  • Способствовать....
  • Создать условия....
  • Организовать ситуацию...

Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать и др. Не рекомендуется употреблять глаголы «воспитывать», «формировать», поскольку в этих словах не ощущается стремление к повышению субъектности учеников. К примеру, многие учащиеся класса не умеют устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях. Данное умение является весьма важным. Материал урока для этого, как говорят, благодатный. Тогда в плане урока учитель может обозначить следующую задачу развития учащихся: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи.

Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания образования, то есть организацией соответствующих ситуаций, например: для формирования умений диалога на уроке нужна организация диалогов; для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы; для выработки учениками ценностного отношения к историческому факту на уроке необходима ситуация выработки этого отношения. И т. п.

Для того чтобы сформулировать реальные воспитательные и развивающие задачи конкурсного урока, учителю важно выяснить, какие у учащихся, с которыми завтра предстоит работать, есть проблемы в воспитании и развитии.

8.        Спрогнозируйте предстоящее занятие. К данному этапу уже осуществлена диагностика предстоящего урока, определено его место в блоке уроков, в первом приближении определены цель и задачи воспитания и развития учащихся, учебное и деятельностное содержание образования. Теперь важно осуществить прогноз в отношении будущего урока, то есть «проиграть» различные варианты его проведения, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект, достижение цели при оптимальных затратах времени и усилий учителя и учащихся. При этом учитель обращается к уже сложившимся моделям проведения урока, известным ему технологиям или конструирует новые технологические решения. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:

-           учитывает ли этот вариант позитивные и отрицательные факторы;

-           позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут урока;

-           позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся;

-           будут ли активны учащиеся;

-           имеются ли соответствующие средства обучения;

-           возможно ли в конце урока видеть, достигнута ли цель урока. И др.

Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цель, задачи и содержание урока.

9.        Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока. Для определения этапов занятия могут быть приняты различные основания:

• следствия научной теории, например, поэтапного формироания умственных действий: ориентировка, материальное действие, этап внешней речи, этап внутренней речи, этап автоматизированного действия; укрупнения дидактических единиц — рассмотрение недифференцированного целого, изучение частных аспектов темы, обобщенное рассмотрение в совокупности связей и отношений и др.;

•          структура той или иной школьной технологии: например, если принято решение применить технологию обучения критическому мышлению, то этапы урока будут такими: вызов, осмысление, рефлексия; если разрабатывается урок формирования умений в интегральной технологии, то этапы урока могут быть следующими: ориентировочно-мотивирующий, операционно-познавательный, контрольно-оценочный;

•          авторское видение этапности урока. Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя (см. таблицу):

Пример описания этапа урока

Название этапа

Ожидаемый результат


Задачи учителя


Диагностический (8 мин.)


Осведомленность учащихся и учителя об успехах и пробелах в знаниях учащихся


1.         Организовать выполнение учащимися контрольных заданий

2. Организовать самоконтроль и самооценку по предложенным эталонам


Продумайте, каким образом на уроке будет устанавливаться степень достижения результатов каждого этапа.

10. Примите решение о методах и формах обучения. Самоопределение педагога в отношении этапов урока, их продолжительности и планируемых результатов позволяет перейти к выбору методов и форм обучения.

Внутренняя логика метода, как отмечает И. П. Подласый, — это путь достижения намеченной цели, а внешнее его проявление — способы взаимодействия учителя и учащихся. Важно выбрать такие методы, чтобы они наилучшим образом подходили для достижения обучающей цели и решения задач воспитания и развития учащихся, были адекватными содержанию урока, возрасту учащихся и т. п. Важно также выбор метода осуществлять не интуитивно, не как заблагорассудится (при этом можно совершить ошибку), а педагоги­чески обоснованно. Для этого учителю, во-первых, нужно знать функции и возможности каждого метода и ограничения на его при­менение и, во-вторых, уметь грамотно применять метод в реальном образовательном процессе.

В том случае, если для урока взята определенная технология, выбор методов не представляет сложности, поскольку их набор предопределяет сама технология. Имеет определенность и набор методов в случае самоопределения учителя на ту или иную модель образовательного процесса: традиционную, технологическую или личностно ориентированную. Выбор сужается и облегчается у пе­дагога с устоявшейся эффективной авторской дидактической сис­темой, включающей как компонент определенный набор методов.

Можно воспользоваться рекомендациями по выбору методов обучения предложенными, например, М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым. Методы имеют внешнее выражение (оформление) в фор­мах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т. п.). Выбор форм обусловливается целями и задачами урока, а также избранными методами.

11. Подберите средства обучения. Для отбора средств обуче­ния рекомендуется иметь в виду следующие детерминанты: цель и задачи урока, содержание, методы и формы обучения и особенно­сти учащихся класса. Покажем это на примерах:

а)        если, например, стоит задача «содействовать развитию креативных способностей учащихся», в качестве средства следует использовать открытые задания и вопросы;

б)        если цель — «умение строить графики линейной функции»,
то средство — соответствующие упражнения;

в)        для овладения учащимися деятельностным содержанием на уроке необходимы соответствующие ситуации развивающего типа, по сути, являющиеся средствами: если содержание — умение делать выбор, применяются ситуации выбора, если содержание — умение планировать работу, то средством является ситуация плани­рования учащимися своей деятельности.

Каждый метод поддерживается (сопровождается) соответст­вующими средствами: метод работы с книгой — нужны книга, во­просы, задания учащимся; метод демонстрации — применяются соответствующие наглядные пособия, оборудование для постановки опытов и т. п. При принятии решения о том, какие средства будут использоваться на уроке, важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться тем или иным средством.

Таким образом, следуя пониманию урока как системы, средство нужно отбирать сообразно, согласно другим компонентам урока.

12.Продумайте "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

13. Примите решение об обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна:

  • для установления степени соответствия полученных резуль­татов сформулированной цели;
  • обнаружения учащимися собственных успехов и пробелов;
  • поддержания высокой учебной мотивации.

Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Урок без обратной связи — это урок с плохим управлением.

Возможные варианты организации обратной связи:

-           каждый из учащихся пишет или говорит о том, достиг ли он цели, в чем ее пока не достиг;

-           учащиеся выполняют тест и сравнивают свои ответы с эталонами, организуется обсуждение результатов и коррекция;

-           учащиеся сравнивают свою деятельность и ее результаты с критериями, которые предложены учителем или выработаны совместно. И т. д.

14.      Определите содержание домашнего задания учащимся и способ его предъявления. Невозможно однозначно уже на этапе подготовки к уроку определить содержание домашнего задания. Это можно сделать только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, которые выявлены посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находится в «зоне их ближайшего развития». Для учащихся с низкой учебной мотивацией важно делать его привлекательным и интересным.

15.      Оцените проект урока через призму признаков его эффективности. Внесите необходимые коррективы. Рекомендуем обратиться к критериям эффективности урока и оценить, насколько разработанный проект (план, план-конспект, сценарий или технологическая карта) соответствует этим критериям. Проверьте себя.


В завершение предлагаем выполнить небольшой ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИЗУ И САМООЦЕНКЕ конкурсантом конкретных ситуаций, которые организуются педагогами в самом начале урока или факультативно­го занятия.


В начале учебного занятия происходят следующие события:

Это оправдано (не оправдано), потому что...



Точка зрения одного из учителей:

Ваше мнение

1. Учитель спрашивает у дежурного об отсутст­вующих и делает пометки в классном журнале

Бесполезно потраченное время. Отсутствующих мож­но отметить когда, например, ученики выполняют само­стоятельную работу


2. Учитель просит дежур­ного смочить губку и вы­тереть записи на доске

Нормально, надо же подго­товить рабочее место


3. Учитель спрашивает у учеников, какое задание они получили на про­шлом уроке для домаш­ней работы

Какой смысл спрашивать у учеников то, что сам учитель знает?


4. Учитель выдает не­скольким ученикам кар­точки для выполнения упражнений по домаш­нему заданию

Это оправдано, поскольку таким образом учитель осуществляет индивидуальный подход


5. Учитель вызывает к доске ученика отвечать на первую часть домашнего параграфа, другим ученикам предлагается внимательно слушать, задавать отвечающему вопросы, дополнять

Это делать не целесообразно, поскольку призывы слушать ученики, как правило, игнорируют Это полезно только отвечающему учащемуся. Время урока тратится не рационально


7. Учитель проводит фронтальный опрос и ставит отметки тем уче­никам, которые при этом проявляли большую ак­тивность

Такой контроль не позволяет установить степень владения материалом каждым учеником. Создается иллюзия активности класса


8. Учитель просит учени­ков записать в тетради название новой темы и начинает ее излагать

Это срабатывает лишь в классе, в котором учатся учащиеся с высокой мотивацией на данный учебный предмет


9. Учитель просит уча­щихся устно высказать или написать свои сужде­ния по поводу предмета изучения на сегодняшнем уроке

Может быть, в этом есть смысл, поскольку ученики оценивают свою информированность и степень незнания. Это повышает мотивацию


10. Учитель демонстри­рует опыт, факты, кото­рые не согласуются с прежним опытом уча­щихся

Хорошо: создается ситуация неопределенности — проблемная ситуация


11. Учитель проводит то­тальную диагностику тех знаний, которые будут нужны в процессе изуче­ния нового материала

Это соответствует технологическому подходу. Чтобы учить дальше, нужно знать исходный уровень учащихся и провести соответствующую коррекцию


12. Учитель объявляет цель на урок

Учитель цель объявил, но все ли ученики ее принимают?! Многие даже это не услышат


13. Учитель предлагает учащимся выбрать себе на урок цель из предло­женного списка

Это хорошей прием, поскольку он является стимулом к последующей активности учащихся



 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования