Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 57 г. Гомеля
г. Гомель, ул. Осипова, 6
Приёмная тел.: 32-00-19
Бассейн тел.: 32-00-25
e-mail: school57@jdroo.by
Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Год малой родины



     Гомельское лето - 2019








          




Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись виртуальной приёмной.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ОИРУ «ПРОМЕТЕЙ» - Общество исследовательских работ учащих «Прометей»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И

ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой — приобщение  учащихся к  научной работе,  творческое  развитие  личности,  пробуждение  инициативы,стремления  к  самостоятельному  поиску,  выявление  профессиональных предпочтений,  формирование умений  публичного  выступления,  лидерских качеств.

При организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего образования необходимо помнить, что привлечении учащихся к  исследовательской  деятельности  никоим  образом  не  связано  с  тем,  чтобы настраивать  их  на  обязательное  открытие  чего-либо  совершенно  нового  в области человеческих знаний. Главная задача  состоит в том,  чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Исходя  из  этого  положения,  роль  педагога  в  руководстве исследовательской деятельностью учащегося заключается не в том, чтобы быть корректором собранных учеником материалов по той или иной теме. Учитель, который  руководит  научно-исследовательской  работой  учащегося,  —  это прежде  всего  старший  товарищ,  который  является  одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика.

Именно  такой  подход  к  организации  научно-исследовательской деятельности дает положительные  результаты, формирует мотивацию участия в активной  творческой  деятельности,  способствует  пониманию  учащимися необходимости развития своих способностей  для  дальнейшего  личностного развития, успешного профессионального становления.

Написание  любой  научно-исследовательской  работы  включает следующие этапы: диагностический (выбор темы, определение цели и задач исследования);  прогностический  (формулирование  проблемы,  ее актуальности и новизны); организационный (сбор информации, составление списка  литературы;  запись,  переработка  и  систематизация  материала; составление  плана  работы;  написание  научно-исследовательской  работы; формулирование  выводов  и  заключения;  редактирование  текста, прогнозирование  наиболее  вероятностных  вопросов  и  ответов  на  них; публичное выступление).

Поскольку  научно-исследовательская  работа  —  это  работа определенного  жанра,  то  при  ее  написании  должны  быть  соблюдены соответствующие требования. Самое главное из которых заключается в том, что  любая  научно-исследовательская  работа,  независимо  от  темы  и содержания,  должна  соответствовать  строго  определенной  логике:  от обоснования актуальности темы, ее новизны, определения проблемы, цели и задач исследования — до формулирования выводов. В хорошо написанной работе  все  должно  быть  подчинено  единой  идее,  все  должно  быть взаимосвязано и взаимообусловлено.

Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы — очень важный момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой.  В то же  время, чем  меньше  слов  в названии темы,  тем  она шире, охватывает  более  широкое  поле  деятельности  (Фразеологизмы  в  русском языке). И наоборот, — чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более  узкую  область (Фразеологизмы с  компонентом  цветообозначения  в русском языке).

Требования к теме научно-исследовательской работы: 

актуальность  и  новизна(соответствие  современному  состоянию определенной науки); 

научность(корректность  употребления  терминов,  понятий, формулировок); 

проблемность  (тема  должна  иметь  исследовательско-поисковый характер); 

точность(соответствие объективно существующим в науке фактам);

оригинальность (тема не должна быть шаблонной).

Следующий после выбора темы этап связан с выработкой структуры исследовательской работы. При этом необходимо придерживаться общих требований,  в  соответствии  с  которыми  в  структуру  исследовательской работы  входят:  титульный  лист;  содержание;  перечень  условных обозначений  (при  необходимости);  введение; основная  часть;  заключение; библиография (список литературы); приложение (при необходимости).

Содержание научно-исследовательской работы  включает  следующие компоненты:  введение,  название  глав  и  параграфов,  заключение,  список используемых источников, названия приложений и соответствующие номера страниц.

Во  «Введении»  обосновывается  выбор  темы  исследования,  ее актуальность и новизна, формулируются цель и задачи исследования.

При определении актуальности необходимо учитывать, что это не что иное,  как  выявление  степени  разработанности  темы,  определение  места исследования среди подобных в этой области. Другими словами, необходимо показать,  что  уже  сделано  в  этой  области  другими  и  что  предстоит выполнить автору данной  работы.  Установление  новизны  предусматривает показ отличия полученных результатов от уже известных.

Цель  исследования  —  основное  направление  исследовательской деятельности. Это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над исследованием. Формулирование цели позволяет ответить на вопрос «Зачем проводится исследование?».

Задачи  —  это  последовательные  шаги,  которые  обеспечивают достижение поставленной цели. Задачи исследования конкретизируют цель, определяют  основное  содержание  работы.  Задачи  трансформируются  в названия разделов (подразделов).

При  формулировании  задач  обычно  употребляются  следующие глаголы:определить,  раскрыть,  создать,  выявить,  разработать, установить,  обосновать  и  др.  Необходимо  избегать  употребления  таких слов,  как  изучить,  проанализировать,  рассмотреть,  исследовать  и под.,поскольку они передают процесс достижения цели. Другими словами, мы,  например, читаем и анализируем толковый словарь, фразеологические словари,  чтобы  выявить  в  них  фразеологизмы  с  компонентом цветообозначения. Значит, задачей нашей работы будет не проанализировать словари,  а  выявить  и  выписать  фразеологизмы  с  компонентом цветообозначения из определенных текстов (например, словарей).

Типичными ошибками в формулировании задач являются следующие: задача формулируется более широко, чем цель; задача формулируется почти так же, как и цель; задачи располагаются непоследовательно; большое количество задач.

Основная  часть  делится  на  разделы  и  подразделы,  в  которых осуществляется  аналитический  обзор  литературы  по  теме,  дается  анализ определенных  научных  явлений  в  аспекте  проблемы  исследования.  Чаще всего научно-исследовательская работа  состоит  из  двух  разделов. Первый раздел  содержит,  как  правило,  теоретический  материал,  а  во  втором анализируется  практический  материал  в  аспекте  проблемы  исследования.

Иногда  же,  если  проблема  исследования  делится  на  относительно самостоятельные части (подпроблемы, частные проблемы), тогда количество разделов  может  быть  больше.  В  таком  случае  первый  раздел  (общий) содержит  теоретический  материал,  а  последующие  посвящены  каждой отдельной  подпроблеме  и  могут  содержать  как  теоретический,  так  и практический материал. Причем, название первого раздела зачастую может быть созвучно проблеме исследования, а второго раздела — созвучно теме работы. Названия же подразделов могут быть созвучны отдельным задачам исследования. Но, естественно, могут быть и другие, самые разные варианты структуры работы. Необходимо  помнить,  что  каждый  раздел  (подраздел)  работы необходимо заканчивать краткими выводами.

Самое сложное — написать заключение  и особенно сформулировать выводы проведенного исследования.

В  разделе  «Заключение»  сжато  излагается  сущность  научных результатов  работы,  обобщаются  полученные  данные  в  виде  выводов, тезизов.  При  этом  необходимо,  чтобы  количество  и  содержание  пунктов заключения  соотносились  с  задачами  и  содержанием  работы.  Еще  один важный момент: выводы должны быть сформулированы в содержательном плане,  т.е.  не  просто  называются  результаты  исследования,  а  и  сжато раскрывается их сущность.

Для  уточнения  логики  построения  всей  работы  полезен  следующий прием:  сопоставьте  задачи  исследования  с  названиями  разделов (подразделов)  работы  и  с  выводами  в  заключении.  Если  количество  и содержание  задач  и  выводов  согласуются  между  собой  и  соответствуют названиям  разделов  (подразделов),  значит  логическая  структура  вашей работы выдержана. Такой прием позволяет определить все логические огрехи исследования и его выводов, исправление которых позволит придать работе логическую цельность и стройность.

Автор  научно-исследовательской  работы  обязан  ссылаться  на источники и материалы,  которыми он пользуется в процессе собственного исследования.  Список  использованных  источников  (книги,  монографии, газетные  или  журнальные  статьи,  статьи  в  сборниках  материалов конференций  или  научных  трудов,  адреса  сайтов  и  др.)  составляется  в алфавитном порядке фамилий авторов либо по мере появления их в тексте работы.  Причем  в  последнее  время  предпочтение  отдается  составлению списка литературы по мере появления ссылок в тексте работы. При этом в тексте  сноски  обозначаются  квадратными  скобками  с  указанием  в  них порядкового номера источника в списке и через запятую указывается номер страницы (страниц), например: [4, с. 23], где 4 — номер источника в списке литературы, 23 — номер страницы. Оформляется  список  использованных  источников  в  соответствии  с правилами библиографического описания (см. приложение к сборнику).

В  раздел «Приложения» включается вспомогательный материал.  Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и  результатов  исследований  (в  тексте  работы  обязательно  должны  быть ссылки на приложения). Число приложений определяется автором работы. В этот раздел могут включаться: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;  схемы, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера;  копии архивных документов; фотографии, графики, карты, анкеты и т.д.; словари языковых явлений, исследуемых в работе; рекомендации  по  практическому  использованию  полученных результатов и другое. Приложение, как правило, размещается после основного содержания и продолжает  нумерацию  страниц  всей  работы.  При  необходимости приложение может оформляться как самостоятельная часть и иметь форму буклета, части  книги,  брошюры и т.д.  (в  таком  случае  приложение имеет самостоятельную  нумерацию).  При  оформлении  приложений  отдельной частью  (книгой)  на  титульном  листе  под  названием  работы  печатается прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» (или «ПРИЛОЖЕНИЯ»). Приложения должны иметь названия, которые записываются с новой строки по центру с прописной (большой) буквы. Приложения обозначаются заглавными  буквами  русского  (белорусского)  алфавита,  начиная  с  А.

К тексту научно-исследовательской работы прилагаются тезисы.

Тезисы  (от  греч.  thesis—  положение,  утверждение)  —  сжато

сформулированные  основные  положения  исходного  текста.  В  тезисах отражается  существенная  информация,  которая  помогает  адекватно восстановить текст, кратко пересказать его. Как правило, тезисы не требуют примеров,  иллюстраций.  Часто  они  нумеруются  —  так  легче  сохранить логику авторских рассуждений. В данном случае тезисы должны в сжатом виде передавать основные положения научно-исследовательской работы. В них должны быть отражены актуальность темы, цель  и задачи исследования,  сжато передано основное содержание  работы,  позволяющее  судить  о  сущности  проведенного исследования и его результатах.  Если  в  работе соблюдена  описанная выше  логика  построения  (цель, задачи, содержание и заключение согласуются между собой), то структура тезисов  может  быть  следующей:  актуальность  темы,  цель  и  задачи исследования,  выводы,  так  как  в  них  не  просто  называются  результаты исследования,  а  и  сжато  раскрывается  их  сущность.  Для  более  ясного изложения  сущности  проведенного  исследования  основные  положения  и выводы при  необходимости лучше  проиллюстрировать  1 —  3 примерами.

Таким  образом,  работа  над  научным  исследованием  формирует  у учащихся  новые  качества  —  широту  кругозора,  видение  проблем  и определенную  системность,  логичность  мышления,  что  пригодится  им  не только  в  дальнейшей  научной  и  педагогической  деятельности,  но  и  в общении, в быту и вообще в жизни.


Обновлено 15.01.2018 15:06
 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования